Главная » Статьи » Мои статьи

Автопоиск" Ушу - что это такое?Направления ушу?Современная структура ушу?История ушу?"

Ушу - что это такое?

      Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武(«у») — «военный, боевой» и 术  («шу») — «искусство, техника» и традиционно переводится как «боевое или воинское искусство». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п.

Кунгфу или ушу?

         По сути кунгфу и ушу — это одно и то же. Гунфу (功夫), неправильно транскрибируемое как «кунгфу» или «кунфу», означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить  это сочетание как «кунг-фу» пришла из американских переводов старых гонконгских боевиков, в которых говорят именно «кунгфу» (общепринятое произношение в кантонском диалекте, распространенном на юге Китая).

        Ушу – это путь к самосовершенствованию личности через освоение боевых движений, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и оказывают положительное психофизическое воздействие.

           Ушу – зрелищный, интересный вид спорта и искусства, пронизанный романтикой Китая, героизмом и боевым духом.

         В арсенал ушу входят такие технические элементы, как удары руками и ногами, броски, захваты, а также разнообразные движения с оружием. Движения ушу тренируются отдельно или объединяются в комплексы – таолу. Можно тренироваться в одиночку, с партнером в составе  группы.

             Именно ушу стало основой для всех боевых искусств Восточной Азии.

Направления ушу

            Ушу можно условно разделить  на  три основных направления.

          Спортивное, или современное ушу. Образовалось в Китае в 50-х годах XX в. Сюда относят демонстрацию техники ушу и свободные поединки по правилам. Главная цель – результат на соревнованиях  и высшие спортивные достижения. Этот вид ориентирован на молодых и хорошо подготовленных спортсменов. С начала нужно достичь высокого уровня спортивной подготовки, только тогда можно говорить о хорошем выступлении на соревнованиях по спортивному ушу.

   Ушу входит во всероссийский  реестр видов спорта.

          Традиционное (народное) ушу. Это наследие давних времен. Заниматься традиционным ушу может любой, независимо от возраста, физических возможностей и уровня здоровья. В этот вид входит физическая подготовка, изучение комплексов таолу,  боевых применений движений ушу, работа с разными видами оружия и др. Сюда можно отнести и оздоровительное ушу.

         Цель – воспитание тела, характера, полезных для жизни навыков и в свою очередь борьба с вредными привычками (слабость, невнимание, лень, болезни, вредный образ жизни и прочее). В большом многообразии традиционного ушу для каждого найдется подходящий стиль.

         Военное ушу. Это ушу для военных, силовых и охранных структур, где основной упор делается на прикладное применение в боевых условиях. Оно также походит  для тех, кто стремится повысить уровень своей самообороны.

Многие школы ушу  сочетают в себе качества традиционного, спортивного и военного ушу.

Современная структура ушу

            Ушу-таолу  – комплекс дорожек приёмов ушу (сокращённо просто «комплекс»), эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками. Таолу бывает с оружием и без оружия и может выполняться как одним человеком, так и группой.

          Дуйлянь – поединок с заранее определенной последовательностью движений. Дуйлянь может выполнятся двумя, тремя и более людьми.

           Ушу-саньда (саньшоу) – свободный контактный поединок. Саньда объединяет в себе ударную и бросковую технику. Поединки проводятся по определённым  правилам и в защитном снаряжении.

         Туйшоу – дословно «толкающие руки». Это вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Задача участника поединка, используя технику тайцзицюань, заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. На сегодняшний день  туйшоу   применяют как тренировочную практику, а также   и  проводят по нему соревнования.

           Дуаньбин, чанбин – свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке.

           Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи.

Таким образом,  на сегодняшний день современное ушу старается объединить в себе все основные аспекты боевых искусств, что делает ушу более целостным,  доступным и интересным.

История ушу

          История ушу имеет многовековые корни. Охота и рыболовство, изготовление простейших орудий труда, войны  между племенами, использование боевого оружия, развитие воинского искусства – все это оказало своё влияние на возникновение и становление ушу.

          Зачатки первых систем ушу возникли еще до становления китайской государственности, но до III–IV вв., видимо, не существовало ушу в полном объеме – была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло», которое первоначально имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений – таолу, которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.

          В периоды "Вёсен и Осеней" и Воюющих Царств жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.

          Примерно в VI в. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан – Ли Шиминю, и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин – усэн (монах-боец).

          В сунскую эпоху (960-1279 гг.) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIII в. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил возродить истинные традиции боевого искусства. На их основе он фактически создал новый стиль, доживший до наших дней.

          В 1219 году, когда после завоевания Китая, Чингиз-хан пошел войной на запад,  в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли «сэму» («цветноглазые»), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. Из этих людей, а также прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу («мусульман»). В течение более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.

          В 1351–1368 годах народное восстание «красных повязок» под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан   

 и стал. Начался «золотой век» ушу.

          В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. «Покарать бандитов и оберечь народ» было предписано военачальнику Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами китайцев. Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он написал трактат «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях [в военном деле]»). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI в. становится  переломным в истории ушу.

 История спортивного ушу берёт свое начало в 1953 году, когда в Китае состоялась «Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада». После этого китайскими официальными лицами было сделано заявление, смысл которого состоял в том, что пора миру узнать об ушу. Упор делался на стили, которые имели  оздоровительную ценность и были зрелищными. Объективно говоря, это позволило отодвинуть на «задний» план многие семейные и клановые стили. В результате был создан ряд нормативных комплексов для проведения соревнований, которые, конечно же, со временем были доработаны. В 1956 году были проведены первые показательные состязания по гимнастике ушу и создана Всекитайская ассоциация ушу. С середины 80-х годов  XX  в. начали проводиться официальные поединки по ушу. Осенью 1991 года состоялся первый чемпионат мира по ушу, на котором сборная России заняла 2-е место.



Источник: http://wushuchita.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: dante (27.09.2018) W
Просмотров: 341 | Теги: ушу в чите, саньда чита, кунгфу чита, школу ушу в чите, спорт чита, Чита УШУ, джиткундо чита, спортивная школа чита, чита школа ушу | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0